Главная  Всё про меня Педагогический почерк Фотоальбом Гостевая книга Web-мастер


Радомский Сергей Николаевич, победитель городского конкурса «Учитель года-2004»

Здравствуйте! Очень рад, что вы посетили эту страничку!

Я – учитель технологии школы 17 города Полысаево Кемеровской области. На этой странице обо мне расскажут мои коллеги.

Из буклета обо мне

Человек с неординарным и творческим мышлением – цель образования нового тысячелетия

Школе № 17 – 70 ktn

Количество учащихся – 798. (Информация о школе на декабрь 2003 г.)

Количество классов-комплектов – 38.

Наполняемость классов – до 28 человек.

Школа размещает педагогические материалы в Internet. (http://guopolysaevo.narod.ru/17.htm)

Систему образования школы характеризует высокое качество, квалификация и профессионализм педагогических кадров.

Педагогических работников – 55.

Из них:

Имеют высшую и первую квалификационную категории – 64%.

Заслуженный учитель РФ – 1.

Отличников просвещения и почётных работников образования РФ – 13.

Шесть учителей – дипломанты Соросовской Гуманитарной Олимпиады;

25 учителей – авторы публикаций по различным направлениям воспитательно-образовательного процесса в центральной и региональной педагогиче­ской печати.

8 учителей – авторы учебно-методических пособий.

Школа – городская инновационная площадка по предпрофильному обучению предметам естественно-математического цикла.

Школе присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Технология коллективного способа обучения как средство развития личности школьника».

Радомский Сергей Николаевич

Учитель технологии I квалификационной категории

«Дарю себя детям»

(Ш. А. Амонашвили)

 

Сергей Николаевич – творчески работающий педагог, формирует творческую личность, отдавая работе всю душу, добивается высокого успеха и ощущает свою значимость в жизни и радость в труде.

Цель его деятельности: формирование творческих способностей детей, развитие логического мышления и умения адаптироваться в жизни.

¨       Успешно обучает не только традиционным технологиям обработки материалов, но и специальным технологиям при выполнении художественных изделий.

¨       Любит свою профессию, постоянно повышает профессиональный уровень.

¨       Автор многофункциональной творческой игры «В десяточку».

¨       Автор учебно-методического пособия «Международное гуманитарное право: возможности изучения в школе».

¨       Участник международной конференции «Технолого-экономическое образование в XXI веке» 24-26 сентября 2003 г., Новокузнецк.

¨       Участник конференции «Международное гуманитарное право». г. Кемерово.

¨       Участник международного конкурса по международному гуманитарному праву, проводимого Представительством Международного Комитета Красного Креста в России, г. Москва, 2001 г.

¨       Призёр Международного конкурса на лучшее учебно-методических пособию по международному гуманитарному праву, г. Москва, 2002 г.

¨       Лектор КРИПК и ПРО по международному гуманитарному праву.

Автор публикаций:

¨       «Так рождается интерес» // Педагогический поиск. – № 5. – 2002. – С. 9.

¨       Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения // Технолого-экономическое образование в XXI веке. Материалы международной конференции 24-26 сентября 2003 г. – Новокузнецк. – 2003.

¨       «Стойка для зонтов». // Школа и производство. – № 7. – 2003. – С. 30-32.

¨       «Фантазия плюс творчество». // Полысаево. г. Полысаево. – С. 2.

¨       «Так рождается интерес…». //Полысаево. г. Полысаево. – С. 8.

¨       В обучении технологии особое место уделяет проектной деятельности.

¨       6 учащихся школы – призёры городских и областных олимпиад по технологии.

¨       Декоративно-прикладное искусство – любимое увлечение Сергея Николаевича.

¨       На каждом уроке проводит выставки-итоги.

¨       Положительный психологический климат на уроках Сергея Николаевича – благоприятное условие развития творческой личности.

¨       Сергей Николаевич всегда доброжелательный к детям, помогает открыть дорогу талантам.

¨       На базе учебных мастерских действует кружок трассового моделизма «Вираж».

¨       Соединение в едином творческом процессе трудового обучения, декоративно-прикладного искусства и кружковой деятельности  помогает добиться успехов в достижении высокого уровня мастерства ученика.

¨       Награждён грамотами администрации школы № 17, ГУО г. Полысаево, КРИПК и ПРО, Международного Красного Креста, Департамента образования.

«Есть на свете истина простая: жить в работе, догонять мечту»

(Павло Тычина)

Характеристика данная администрацией школы

Ум, эрудиция, большое трудолюбие, добросовестность и упорство в нелёгком учительском деле присущи Радомскому Сергею Николаевичу. Его интересы многообразны, он всегда в творческом поиске.

Ведёт систематическую работу по развитию творческих способностей учащихся, развивает интерес к народным промыслам, руководит школьным кружком «Резьба по дереву». Его учащиеся неоднократные призёры городских и областных выставок декоративно-прикладного искусства.

Большое внимание Сергей Николаевич уделяет формированию гражданской позиции учащихся, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Сергей Николаевич в числе организаторов ежегодного школьного туристического слёта в районе горы Крутая падь, принимает активное участие в работе гражданско-патриотического клуба «Патриот», в деятельности по краеведению, в организации экспозиций и выставок, встреч с людьми и записями их воспоминаний.

Сергей Николаевич внёс большой вклад в организацию и создание школьного музея боевой и трудовой славы «Память», плодотворно работает в секции комплектации фонда музея, при его непосредственном участии совместно с группой ребят создан интерьер музея.

 В процессе воспитания учеников Сергей Николаевич формирует у них чувство патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор.

Сергей Николаевич в совершенстве владеет базовым компонентом содержания образовательной области «Технология», имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования. Уровень теоретических знаний позволяет Сергею Николаевичу вести преподавание на различных уровнях.

В своей практической деятельности Сергей Николаевич применяет метод проекта, в соответствии с которым разработаны уроки и структурирован материал программы 5-11 классов. Умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся, в том числе путём дифференцированного обучения. Обеспечивает строгое соблюдения норм и правил охраны труда, производственной санитарии и гигиены. Ведёт систематическую работу по развитию творческих способностей учащихся, развивает интерес к народным промыслам, руководит школьными кружками «Резьба по дереву» и трассового автомоделизма «Вираж».

Уровень подготовки обучающихся является высоким. В течение трёх лет наблюдается положительная динамика в сторону улучшения качества знаний учащихся по технологии. Успеваемость на «4» и «5» возросла с 80% до 98%. Его учащиеся успешно принимают участие в городских и областных выставках декоративно-прикладного искусства, в течение трёх лет являются победителями городских олимпиад по технологии. В 2003 г. его ученик 9 класса стал призёром областной олимпиады.

Сергей Николаевич – автор учебно-методического пособия «Международное гуманитарное право: возможности изучения в школе», 2003 г., имеет публикации в городской газете «Полысаево», в областной газете «Педагогический поиск».

Имеет награды: Благодарность Международного Комитета Красного Креста за разработку многофункциональной творческой игры «В десяточку» в рамках Международного конкурса работ по пропаганде международного гуманитарного права (2000 г.), Почётная грамота Департамента образования администрации Кемеровской области (2003 г.), Благодарственное письмо Кем. Обл. ИУУ (2001 г.).

Представление на участника городского конкурса «Учитель года-2004» учителя технологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» Радомского Сергея Николаевича

Ум, эрудиция, большое трудолюбие, добросовестность и упорство в нелёгком учительском деле присущи Сергею Николаевичу. Его интересы многообразны, он всегда в творческом поиске.

На своих уроках прививает навыки культуры труда, обучает творческому мышлению, умению наблюдать, видеть прекрасное, создавать красивые и полезные вещи. Ведёт систематическую работу по развитию творческих способностей учащихся, развивает интерес к народным промыслам, руководит школьным кружком трассового моделизма «Вираж».

Сергей Николаевич постоянно пополняет и совершенствует материально-техническую базу мастерских.

Это талантливый учитель, в совершенстве владеет методикой преподавания предмета технология. Участник Международного конкурса на лучшее учебно-методическое пособие по международному гуманитарному праву, на этом конкурсе многофункциональная творческая игра «Вдесяточку» получила высокую оценку. Делился опытом работы на конференции по международному гуманитарному праву (октябрь, 2001 год, г. Кемерово). Автор методического пособия «Международное гуманитарное право: возможности изучения в школе». Выступал на международной конференции «Технолого-экономическое образование в XXI веке» по теме «Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения» (сентябрь, 2003 год, г. Новокузнецк). Имеет публикации в местной, региональной и центральной педагогической печати: «Фантазия плюс творчество». // Полысаево. г. Полысаево. – С. 2.; (апрель, 2002 год); «Так рождается интерес…». // Полысаево. г. Полысаево. – 2002. – С. 8. (июль, 2002 год); «Так рождается интерес» // Педагогический поиск. – № 5. – С. 9 (Декабрь, 2002 год); «Стойка для зонтов» // Школа и производство. – № 7. – 2003. – С. 30-32 (июль, 2003 год).

В своей практической деятельности Сергей Николаевич применяет метод проектов, в соответствии с которым разработаны уроки и структурирован материал программы 5-11 классов. Умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся, в том числе путём дифференцированного обучения. Обеспечивает строгое соблюдения норм и правил охраны труда, производственной санитарии и гигиены.

Его учащиеся успешно принимают участие в предметных олимпиадах по технологии. 2 учащихся – победители областной олимпиады. 6 – победители и призёры городских олимпиад. Его воспитанники – неоднократные победители городских и областных выставок декоративно-прикладного искусства.

Большое внимание Сергей Николаевич уделяет формированию гражданской позиции учащихся, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Сергей Николаевич в числе организаторов ежегодного школьного туристического слёта в районе горы Крутая падь, принимает активное участие в работе гражданско-патриотического клуба «Патриот», в деятельности по краеведению, в организации экспозиций и выставок, встреч с людьми и записями их воспоминаний.

Сергей Николаевич внёс большой вклад в организацию и создание школьного музея боевой и трудовой славы «Память», плодотворно работает в секции комплектации фонда музея, при его непосредственном участии совместно с группой ребят создан интерьер музея.

В процессе воспитания учеников Сергей Николаевич формирует у них чувство патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор.

Сергей Николаевич предъявляет высокие требования к себе, стремится к совершенствованию методической и психологической компетентности, организаторских навыков. Отличное знание своего предмета считает первым качеством учителя, убеждён в необходимости постоянного пополнения знаний.

Жизненный опыт Радомского С. Н. заслуживает уважения. Всё, как у многих, и всё-таки своё, неповторимое, личное. По большому счёту Сергей Николаевич – достойный человек. В нём чувствуется глубокая и искренняя любовь к своей профессии, к делу, которому он служит, полное взаимоотношение с учениками и коллегами, искреннее и уважительное отношение к людям.

Сочинение ученика 8 класса Семёнова Александра

о Радомском Сергее Николаевиче

Царство труда

Я всегда с большим желанием иду на урок труда. Открываю двери и попадаю в сказочный мир. Вдыхаешь запах древесной стружки и не можешь надышаться. Это школьная мастерская. Выстроенные в ряд верстаки напоминают о том, что здесь постоянно идет работа.

Я учусь в восьмом классе. Для меня уроки труда – возможность доказать себе, что я тоже что-то могу сделать своими руками. И это благодаря моему любимому учителю Радомскому Сергею Николаевичу.

Сергей Николаевич встречает нас, мальчишек, всегда с улыбкой. Без лишних слов приступает к делу. Показывает поделки, которые мы будем учиться делать. Все они изготовлены его руками. А умеет он очень многое. Какие чудесные и красивые вещи есть у Сергея Николаевича! Это и разделочные доски, разные по форме и оформлению. Любая из них может быть украшением на кухне. Это и всевозможные подсвечники, полочки, подцветочники, декоративные вазочки и многое другое. В его руках дерево оживает, приобретает нужную форму.

Сергей Николаевич спокойно и обстоятельно объясняет процесс работы, очень интересно рассказывает о свойствах древесины разных пород деревьев.

И вот начинается самое интересное, когда я могу сам, с помощью настоящих инструментов сделать такую же вещь, какую изготовил Сергей Николаевич.

По мастерской во время урока можно свободно передвигаться. Мои друзья всегда шумные и неугомонные, стали серьёзными и сосредоточенными. Все хотят сделать вещь так, как нужно. В мастерской кипит работа. И никого не пугает, что труд может быть кропотливым и долгим. Сергей Николаевич внимательно следит за каждым из нас. Он сразу чувствует, кому нужна его помощь и подсказка.

Вот я показываю свою поделку и ощущаю радость от оценки учителя: «Молодец!».

В последнее время я больше убеждаюсь, что хорошо уметь всё делать так, как наш учитель. К этому нужно приучать себя. Но это совсем не трудно и не сложно, если рядом с тобой твой любимый учитель Радомский Сергей Николаевич.

Педагогическая концепция Радомского Сергея Николаевича

Описание опыта работы

(на областной конкурс «Учитель года-2003»), Кемерово

«Учиться работать – скучно;

 делать, стремиться к результату

 и достигать его – интересно».

В.А. Сухомлинский

Человек с неординарным и творческим мышлением – цель образования нового тысячелетия.

Цель нашей школы: развитие аксеологического (ценностного), гносеологического (познавательного) и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.

Исходя из этого, я вижу своё место в школе, и, как учитель, обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должен быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.

Что же такое творчество? Нахожу ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Это живой, подвижный процесс, который поглощает человека целиком и полностью, и он, приобщившись однажды, становится творцом надолго, а, может быть, на всю жизнь».

В своей работе пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребёнка, способную принимать нестандартные решения. На мой взгляд, творчеству можно и нужно учить, направляя процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся. Чем раньше развивается эта деятельность, тем существеннее и значительнее результаты.

Переработанная и составленная мною рабочая программа успешно решает вопросы обучения не только традиционным технологиям обработки материалов, но и специальным, необходимым при выполнении конкретных изделий, что выгодно отличает её от базовой. Программа, построена на взаимосвязи методов обучения с 5 по 11 класс. Курсы каждой параллели призваны решать свои задачи, объединённые общей целью: развитие творческого потенциала.

Учебная программа технологии 5-6 классов решает следующие задачи:

·        формировать умения управлять творческим процессом;

·       развивать творческое воображение;

·       развивать нестандартное мышление;

·       создавать благоприятную атмосферу обучения и общения.

Учебная программа 7-9 классов предусматривает формирование более сложных умений и навыков и решает следующие новые задачи:

·       тренировать мышление решением нестандартных задач;

·       развивать ассоциативное, образное мышление;

·        обучать приёмам и методам конструирования.

Программа 10-11 классов построена на принципах самопознания, многосторонности, плавности и прогноза, учёта психологических особенностей личности, изучения алгоритма решения нестандартных задач.

Источниками полноценного развития ученика выступают два вида деятельности. Во-первых, это учебная деятельность, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, это творческая деятельность, которая способствует проявлению у детей воплощения их собственных идей, направленных на создание нового. В результате, любой учащийся в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, так как каждый из них по-своему талантлив. Дети от природы любознательны. Для развития их способностей и раскрытия таланта нужна умелая поддержка со стороны учителя. Своими задачи считаю:

·       развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления;

·       учить рассуждать, мыслить;

·       стимулировать процессы переключения поисковой активности;

·       находить новые, оригинальные приёмы в конструкторской деятельности.

В процессе своей работы я реализую метод разноуровнего обучения, личностно ориентированный подход к учащимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную формы обучения.

Включаю ряд оригинальных тренингов, упражнений и задач, которые в интересной и разнообразной форме позволяют работать с детьми, вызывая у них необходимые ответные действия, развивая знания и умения и активизируя их творческую деятельность и самостоятельность.

Таблицы, демонстрационный материал, схемы-опоры применяемые во время уроков развивают сообразительность, инициативу, вызывают чувство новизны, необычности.

Творчество ребёнка развивается при непосредственном участии в трудовой деятельности.

Хорошо зарекомендовал себя проблемный метод обучения. На вопрос ученика: «Что и как делать?» Отвечаю: «А как ты думаешь?» Не тороплюсь дать полный ответ, а призываю найти самостоятельное решение. Иногда коллектив не может сразу справиться с какой-либо задачей. Тогда рекомендую ребятам использовать дополнительную литературу, оставляя вопрос открытым до следующего занятия.

Творческий процесс невозможен без познавательного интереса, который выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Чтобы учащимся было интересно заниматься, ввожу в урок игровые элементы, меняю виды и формы контроля.

Тестовые задания, решение кроссвордов, контрольные и самостоятельные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

Важное место в своей работе отвожу развитию технического мышления учащихся. Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются многовариантные задания, у детей развивается логическое мышление. Использую для этого сборники задач по техническому труду. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам.

Учебные игры – эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся. Игра на уроках технологии вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Забочусь о повышении производительности труда своих воспитанников,  так как именно такой труд доставляет человеку, радость, наслаждение и творческое удовлетворение.

К урокам я систематически готовлю объекты труда. В процессе их изготовления уточняется технология и норма времени. Образцы служат в качестве наглядного пособия и подражания.

На занятиях, сопровождая объяснением, демонстрирую приемы выполнения новых операций и трудовых действий, обращения с инструментами, рабочую позу. Это способствует четкому представлению о предстоящем действии, облегчает его воспроизведение и помогает выполнению заданий, способствует более быстрому усвоению умений и навыков. Затем предлагаю одному-двум ученикам воспроизвести показанные приёмы, что всегда повышает активность класса, и учащиеся более внимательно слушают объяснение.

Опыт убеждает, что оценка деятельности учащегося должна отражать его знания и умения. Стараюсь быть предельно справедливым и доброжелательным в оценке знаний учащихся, чтобы не сковать их инициативу. На своих уроках делаю так, чтобы детям было приятно услышать о себе хорошее. Отмечая правильный ответ, нетрадиционный подход к решению проблемы, опрятный внешний вид ученика, я дарю им искорку радости. Стремлюсь делать всё возможное, чтобы каждый ученик достигал успеха как можно чаще.

Метод проектов занимает особое место в обучении технологии. На мой взгляд, именно метод проектов способен наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу. Я считаю, что работать по плану – значит осуществлять научную организацию труда: вместо «авось» делать точный расчёт, вместо «кое-как» давать развёрнутый план работы, вместо «как-нибудь» применять проверенные методы, вместо «когда-нибудь» устанавливать точные календарные сроки.

И, как результат проектной деятельности, мои учащиеся неоднократные призёры городских и областных олимпиад по технологии.

На занятиях по технологии с особой остротой стоит проблема обеспечения техники безопасности. Чтобы достигнуть высокого уровня её выполнения, осуществляю систему мер: инструктирование, обучение учащихся правильным приёмам труда, использование наглядной агитации, оформление журналов по технике безопасности, создание специальных уголков.

Случается, что учащиеся допускают ошибки в процессе работы теми или иными инструментами и на станочном оборудовании, нарушают правила техники безопасности ради какой-то незначительной выгоды (например некоторое сокращение затрат на изготовление изделия), а иногда не соблюдают трудовую и технологическую дисциплину. Возникло решение, что необходимо ввести «Карточки контроля и учёта нарушений правил техники безопасности», которые имеют три талона предупреждений. По мере нарушения учеником правил безопасности талоны отрываются. При выявлении нарушений делаю ученику замечание и соответствующую запись в карточке.

В дальнейшем «провинившийся» допускается к работе лишь после изучения соответствующего раздела правил техники безопасности. В случае, когда у ученика изъято три талона предупреждений, с ним провожу дополнительное изучение правил безопасной работы. После проверки уровня усвоения правил он получает новую карточку и снова расписывается в журнале учета инструктажей.

Карточки помогают мне проводить коллективный учет нарушений правил, анализировать их и принимать необходимые организационные, технические и технологические решения. Но главный итог внедрения карточек контроля и учета нарушений правил техники безопасности – их профилактическая направленность. Они помогают практически изжить случаи нарушения правил техники безопасности.

Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию творческих способностей, овладению приемами самоконтроля.

Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих.

Своеобразие педагогического сотворчества состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, а учитель выступает как консультант-наставник.

Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы считать себя творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи. Кроме этого, я должен обладать мастерством изобретателя, талантом артиста, реакцией водителя, аргументированностью оратора.

На что делаю упор в своей практической деятельности для развития познавательного интереса и творческого потенциала учащегося?

Специфика выполнения работ требует от учащихся большого объёма знаний и умений, а также творческого мышления, что открывает широкие возможности к раскрытию индивидуальных особенностей детей. Необходимой предпосылкой для успешной деятельности учащихся является декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое представляет собой особый род познания действительности.

Я, как наставник, должен учить подрастающее поколение видеть всё прекрасное, созданное человеком.

Декоративно-прикладное искусство важно в духовном развитии школьников, в их эстетическом и творческом воспитании. Резьба по дереву способствует гармоничному развитию учащихся, воспитанию у них трудолюбия, высоких нравственных качеств. Занятия резьбой отвечают запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Взяв в руки резец, сделав первые узоры, ученик испытывает радость первого своего достижения. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Знакомство с художественной обработкой древесины начинаю с геометрической резьбы. Она наиболее доступна и не требует сложных инструментов. Для этого вида резьбы используется любая древесина. Причем композиционные комбинации трехгранных узоров позволяют создавать мотивы геометрического, растительного и анималистического характера. Основной элемент узора – треугольник.

Приступаю к обучению со знакомства с «азбукой резьбы». Работа начинается с подготовки деревянной основы, разметки узоров и непосредственно выполнения элементов. Занимаясь геометрической резьбой, учащиеся быстрее и качественнее приобретают навыки, которые способствуют успешному освоению более сложных видов резьбы.

Работа над декоративным образом требует от учащихся умения наблюдать, вырабатывает способность к абстрактному мышлению и обобщению.

На занятиях по художественной обработке древесины моя задача состоит в том, чтобы научить учащихся создавать красивые, ритмичные, эмоционально насыщенные композиции, соответственно выбранному материалу и функциональному назначению предмета.

Всегда напоминаю учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Предлагаю полюбоваться текстурой древесины. Подчёркиваю, что резьба, роспись на изделиях и выжигание, покрытие лаком выявляют прелесть природного материала.

Именно на уроках художественной обработки древесины органично сочетаются решение творческих задач с необходимостью овладения специфическими трудовыми навыками, вырабатывается точность и координация движений. Например, накалывая элементы геометрической резьбы при некоторой тренировке, учащиеся без дополнительной разметки определяют центры лучей треугольника и глубину накола. Эта точность координации контролируется двигательными ощущениями рук. Работа над изделиями ДПИ, несмотря на свою интенсивность, не утомляет учащихся, так как периодически чередуются операции, а, следовательно, и рабочие позы. Поэтому статическая работа мышц в одном положении продолжается недолго. Это способствует укреплению здоровья, повышению выносливости, выработке у ребят множества двигательных умений и навыков, содействует приспособлению организма к интенсивной работе.

Проводимые занятия по художественной обработке дерева носят, в основном, практический характер. Приёмы работ учащиеся осваивают при выполнении каждого задания. При знакомстве с первым узором «сколыши» учащиеся узнают первый простой приём. В следующем узоре «треугольник» ребята знакомятся с другим более сложным. Дальнейшее знакомство с геометрической резьбой происходит на создании и выполнении композиций на основе и комбинации освоенных узоров.

Одна из особенностей проведения уроков по художественной обработке древесины состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над своим изделием, провожу выставки-итоги на каждом уроке, при этом отмечаю результативность и значимость труда. В этом случае учащиеся наглядно видят результат своего труда, участвуют в обсуждении, учатся самоанализу и самоконтролю.

Занятия по резьбе сопровождаю мелодичной музыкой, которая снимает усталость во время работы, нейтрализует резкие звуки, исходящие от станков и инструментов, приобщает к эстетике, развивает чувство ритма.

Когда ученик достигнет определённого уровня навыков и умений в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства.

Большое значение имеют выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители.

Среди учащихся есть ребята, которые воспитываются либо без отца, а если и есть отец, то он не уделяет внимания воспитанию мужского начала. Поэтому стараюсь воспитывать в своих учащихся убеждение, что настоящий мужчина должен, прежде всего, уметь преодолевать препятствия, быть настойчивым в достижении цели, брать на себя всю меру ответственности.

По своему опыту я знаю, что дети приходят в учебные мастерские из начальной школы с первоначальными навыками физического труда, а уже с пятого класса они учатся использовать разнообразные инструменты и работать на станках.

Ребятам приходится адаптироваться в новых социально-психологических условиях. Переход к адаптированной системы обучения (АСО) предполагает изменение структуры урока, организацию взаимного контроля, взаимоконтроля на основе доверия к учащимся.

Считаю, что в подготовке детей к дальнейшей работе в условиях АСО я должен перестроить привычную структуру урока так, чтобы каждая минута рабочего времени ученика была занята активной деятельностью, общением друг с другом, овладением приёмами самостоятельной работы, само- и взаимоконтроля, приёмами анализа и обобщения.

Обучая взаимоконтролю, получаю возможность заглянуть в душу ребёнка. «Не будь строг при контроле товарища, если он не знает – помоги, запнулся – подскажи», – советую детям. На уроках осуществляется не только индивидуальная, но и работа в парах «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Ребята легко переносят адаптацию при переходе в среднее звено. Мои коллеги отмечают, что у этих детей хорошо развиты коллективизм, ответственность, творческое мышление, в таких классах легко работать.

Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с малых лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. Но для того, чтобы развить технический интерес и склонность детей к конструированию и одновременно с этим решить проблему свободного времени учащихся, одних уроков недостаточно. Детей необходимо увлекать техническим творчеством, организуя внеклассную деятельность.

Считаю, что учитель технологии должен вести кружок по своему профилю. Почему?

Прежде всего, он нужен в равной степени и учителю, и детям. Учителю – потому что это значительно расширяет возможности для обучения и воспитания школьников. Детям – помогает использовать внеурочное время с пользой для себя, развить творческий потенциал и открыть дорогу своим способностям и талантам.

Я как учитель стремлюсь заинтересовать как можно больше учащихся техническим творчеством. Работа кружка способствует более быстрому установлению плодотворных и творческих взаимоотношений, делая нас единомышленниками, сближая наши интересы и увлечения.

В нашей школе уделяется большое внимание кружковой работе и развитию творчества учащихся. У нас много талантливых и трудолюбивых школьников. Это привело меня к мысли, что заниматься с ними можно не только декоративно-прикладными видами искусства, но можно и увлечь их чем-то не менее серьёзным. А увлечь моделизмом ребят – моя давняя мечта, которую решил осуществить в школе.

Так на базе учебных мастерских появился и действует кружок трассового автомоделизма «Вираж», где учащиеся на примерах простейших моделей знакомятся с основными частями и узлами автомобиля, с некоторыми способами и приёмами изготовления. Я всегда помню, что дети в большинстве своём нетерпеливы, поэтому первые модели самые простые, чтобы они могли скорее завершить их. А когда первая модель получилась, ребёнок почувствовал вкус к этому делу, поверил в себя, тогда следующая модель более сложная. Как показывает опыт, даже эти простые модели ребята не просо копируют, а вносят свои изменения и новшества. При разработке последующих моделей ставлю перед кружковцами различные задачи по проектированию и конструированию, как отдельных деталей, механизмов, так и изделия в целом. Это прививает самостоятельность, развивает техническую смекалку и творческое мышление. Необходимо подчеркнуть, что модели, предлагаемые учащимся, изготавливаются мною заранее, как образец. При этом решается целый ряд технологических вопросов.

На первых порах работы в кружке провожу фронтальные занятия, но обязательно дифференцировано. В дальнейшем, когда дети привыкнут, втянутся в рабочий ритм, перехожу на индивидуальный метод. Как правило, контингент кружковцев разновозрастный, это способствует воспитанию совместной деятельности.

 Трассовый моделизм – один из популярных и увлекательных видов технического творчества. Суть его – в создании собственными руками моделей автомобилей и выступлении с ними на соревнованиях. Для того, чтобы испытать модель в действии, а тем более участвовать с ней в соревнованиях, необходима специальная трасса – извилистое «шоссе», напоминающее по конфигурации макет кольца для настоящих шессейно-кольцевых гонок, по которой одновременно могут двигаться несколько автомоделей. Несмотря на все трудности, мы построили фигурную кольцевую трассу длиной 45 метров.

Создание и работа кружка вызвали оживлённый интерес. Здесь много нового и увлекательного, так как создание маленького самодвижущегося автомобиля своими руками по силам лишь смышлёным и упорным ребятам. При всём этом надо быть и мастером, и хорошим конструктором.

Занимаясь в кружке, они изучают современные методы обработки материалов и процессы, связанные с ними. Это даёт богатый практический материал для углубления и закрепления знаний по ряду вопросов школьных курсов физики, химии, черчения и технологии, расширяет политехнический кругозор учащихся и развивает их творческий потенциал.

Подведением итога работы кружка является проведение соревнований, которые содействуют чёткому соблюдению правил игры, выработке самоконтроля и анализу результатов.

Соединение в едином творческом процессе трудового обучения, технического творчества и декоративно-прикладного искусства помогает добиться успехов в достижении определённого уровня мастерства.

В своей работе я часто сталкиваюсь с недостатком методических пособий, материала, достаточно полно раскрывающих творческий процесс обучения. Помочь восполнить этот пробел могло бы использование компьютера для подготовки и проведения учебного занятия. Компьютер можно применить как средство алгоритмизации обучения: составление технологических карт, карточек-заданий для программируемого опроса, информационных стендов, методических пособий. К этому можно добавить открываемую компьютером возможность просмотра графических или фотоизображений изделий, их элементов, схем и т. д. Компьютер – это также средство для организации самостоятельной деятельности учащихся, позволяющий в интерактивном режиме моделировать выполняемое изделие, просматривать поэтапно ход его изготовления, выбирать вариант декоративной отделки и создавать эскиз.

Но, а пока главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения мастерству, развития творчества, а также воспитания у мальчишек рабочего характера. На занятиях надо продолжать идти от простого ксложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому ребёнку постоянно совершенствовать свой творческий потенциал.

На память приходят слова А. М. Горького: «Процесс творческого роста человека развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и снова уже сильнее способствуют развитию мозга…»

Убеждён, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов воспитания, и только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность, и только, отдавая работе всю душу, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни и радость труда!

«Два мира есть у человека –

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

Николай Заболоцкий

 Эссе Радомского Сергея Николаевича

«Уча других, учимся сами…»

Как и много лет назад сегодня я вновь и вновь открываю двери школы, но уже не в роли ученика, а в роли учителя. И когда я задумываюсь о своём назначении, о требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им дети учатся у меня творить, выдумывать, пробовать. Именно этому тонкому, сложному и ответственному делу посвящён мой ежедневный и кропотливый труд. Я уверен, что учитель – это не специальность, которую я выбрал, а особое состояние души… В от здесь начинаешь понимать, что надо, чтобы стать интересным детям, что сделать, чтобы увлечь их своим предметом. Думаю, для этого всего лишь нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее. И выполнить великую миссию: стать не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляющим своих воспитанников на новые открытия…

Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с трёх-четырёх лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. На мой взгляд, школьные мастерские – самое притягательное место для учащихся. На переменах и после окончания уроков они прибегают сюда посмотреть, как работают другие и ждут, не дождутся, когда сами придут в это чудесное царство труда. Им всё здесь нравится, любая работа хороша – только бы делать полезные вещи настоящим инструментом.

Мне очень нравится работать с этим любознательным и смышлёным народом. Если откровенно, работа с детьми возвращает меня самого в этот незабываемый и уже далёкий мир детства, и сразу оживают слова из песни: «Куда уходит детство, в какие города?..» Мне кажется, что оно всегда остаётся в стенах школы, что в него может вернуться каждый. Я же возвращаюсь в этот мир ежедневно, и машиной времени являются мои мастерские. Заходишь в них со словами: «Доброе утро, ребята!..», и помчалась машина по времени детства то в седьмой класс, то в пятый, то… В езде встречаешь добрые приветливые глаза ребят. И понимаешь, что это путешествие – многогранная жизнь моего труда и ребячьих интересов, в которой сливаются наши увлечения и творчество. Ты открываешь мир, а кто-то открывает тебя…

Учение должно быть для детей интересным увлекательным делом, озаряться ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры. Перефразируя известное стихотворение В. Высоцкого, хочется сказать

«Я учу, а, значит, я живу

Я живу, а, значит, я учу».

Да и как не учить этих смекалистых и настойчивых парнишек, стремящихся узнать всё разу, научиться практически всему, как ни учить этих тихих и шаловливых, открытых и замкнутых. Ведь каждый из них неповторим, и нужно воспринимать их такими, какие они есть… И любить. Любить всей душой, всем сердцем. И вместе с ними идти к вершинам познания мира. Интересно наблюдать за их развитием, когда из маленьких робких мальчишек-пятиклашек вырастают грамотные, конструктивно и творчески мыслящие выпускники. Дети, дети. О них можно говорить бесконечно…

Урок труда для учителя… Он начинается задолго до звонка, с раздумий о том, что нужно сделать, чтобы труд ребёнка стал праздником творчества и познания. На каждом занятии хотят ученики узнать что-то новое, чему-то научиться, что-то преодолеть, сделать красивую полезную вещь. Труд учителя должен быть вдохновенным, и только тогда он непременно вызовет добрые чувства у каждого школьника.

Приносишь в класс фотографию красивой вещи и видишь, как у ребят начинают блестеть глаза, они в предвкушении чуда – чуда познания… Разгорается дискуссия. Из чего сделана? Как крепится? Когда мы начнём её делать? А хватит ли у нас сил?.. После обсуждения приступаем к работе. Я преднамеренно выбираю сложный путь, трудный путь. Они на меня смотрят, копируют. Трудновато им: то это не получается, то другое не выходит. И начинается самостоятельный поиск более рационального метода обработки. Смотрю – увлеклись. Корпят, каждый над своей работой. У кого пот со лба течёт, у кого рубашка распахнулась, увлеклись, даже разговаривать перестали, и вот, наконец, найдено решение единственное, верное. В классе восторг, глаза светятся. Видно, что в их душах торжествует победа! Удовлетворённые и немного удивлённые, что так хорошо сделали. Они не ошиблись в своих ожиданиях: «На уроках технологии здорово и интересно!». Теперь я твёрдо знаю: они не только будут следить за каждым моим движением и повторять его, но и будут самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы. Но главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения мастерству, воспитывать у мальчишек рабочий характер. Для этого надо идти на каждом занятии от простого к сложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому постоянно совершенствовать свой творческий потенциал. Каждый урок становится интересным, привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым открытиям, зовёт за собой. И вот здесь я как учитель должен стать тем импульсом, который поддерживает интерес к этим открытиям, помогая разобраться в них.

Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нём просто преподавателя учебного предмета, другие… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное, учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Я, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими учениками.

Жизнь не остановить, она идет вперед. Я только маленькое звено в цепи сменяющихся поколений. После меня придут другие. А сегодня, открывая двери мастерской, надеюсь, что и мои ученики со временем будут продолжать учить детей нового поколения…

Hosted by uCoz